Руководители транспортных компаний идут на контакт с большой неохотой. Иногда это боязнь сглазить, но чаще они просто не готовы к открытому диалогу, в крайнем случае, разговор получается не для печати. Однако существует прямая закономерность: когда бизнесмен работает в правовом поле, то нет и секретов от журналистов. И если вы думаете, что подобные компании большая редкость, то глубоко заблуждаетесь. Зимой мы уже рассказывали о работе компаний из Беларуси и Якутии (здесь и здесь). Сегодня DALNOBOI.ORG представляет вам еще один успешный опыт ведения бизнеса.
Lux Express Group - это крупнейший оператор международных автобусных экспресс-линий, предлагающий регулярное сообщение в Северной Европе, Прибалтике, Санкт-Петербурге, Калининграде и Минске. Предприятие было основано в 1993 году. Филиалы компании находятся в Таллине, Риге, Вильнюсе и Санкт-Петербурге. Ежедневно на линию выходят более 50 современных туристических лайнеров. В течение последних полутора лет в покупку новых автобусов было вложено более 3,2 миллионов евро, парк пополнился 11-ю новыми машинами. В штате компании работает около трёхсот сотрудников.
Для того чтобы лучше понять философию эстонского лидера, позволю сделаю небольшое отступление, без которого картина будет не столь полной.
Камень преткновения любой транспортной компании — воровство топлива. Для руководства — это прекрасный повод экономить на фонде заработной платы и в то же время держать персонал на крючке. Водители также довольны, при таком раскладе реальный доход может превышать официальную зарплату чуть ли не в два раза. Но не всё так гладко, как кажется. Даже мелкое воровство является началом в цепи сложных взаимоотношений, которые способны погубить любой бизнес.
Миллионер и владелец компании Хуго Осула, не считает зазорным самому сесть за руль автобуса. Представляете как растет его авторитет в глазах водителей. |
Когда водитель слил топливо, а считай украл — эти деньги не будут для него ни премией ни доплатой. Они не отразятся в семейном бюджете и в справке 2 ндфл, а официальная зарплата остаётся всё такая-же, мизерная. Только от суммы в расчетном листке будет складывается его отношение к орудию производства. При низкой зарплате, шофер будет всегда считать, что начальник его обворовывает и платить ему ответной монетой: капитальные ремонты при минимальных пробегах, аварийность, прогулы. Таким образом, администрация сама формирует тип персонала. Тип вороватый, ленивый и недалёкий.
Если автоколонна на балансе государства, или нефтяного концерна, то её вряд-ли потопят фокусы персонала. Совсем другое дело, когда предприятие частное и развивается на собственные средства. Вот тут на свет выходят компании совсем другого формата. Там, где хозяин строил бизнес с ноля, создавая его шаг за шагом, день за днём постигая тонкости и нюансы. Когда на счету каждый сотрудник, клиент и пассажир. Хуго Осула, владелец компании LUX Express Group, начал наше знакомство именно с рассказа о том, как искоренялось воровство. Это была целая эпопея, которая длилась на протяжении нескольких месяцев.
По остроте накала операция, не уступала небольшой войне. Водители старой закалки с трудом сдавали позиции. Каждый лишний литр топлива становился предметом горячих споров. Для получения объективной информации по расходу, работники из числа руководства, были вынуждены сами садиться за руль. И результаты были всегда не в пользу водителей-профессионалов.
Председатель правления Lux Express Ханнэс Саарпуу пришёл в автобусный бизнес из авиации. Результаты расхода топлива персоналом, всегда перед глазами. |
Сегодня, манипуляции по наведению порядка вызывают улыбку у Хуго, но тогда, было не смешно. Это был принципиальный подход: переломить сознание водителей, искоренить нечестных на руку. Сейчас, в кабинете отдыха персонала, на самом виду, висит график расхода топлива, по каждому водителю. Данные обновляются два раза в месяц, своего рода мотиватор и доска позора.
Хуго Осула не без гордости провел нас с экскурсией по своему детищу — центральному автобусному вокзалу Таллина. Здание также принадлежит Lux Express Group и является штаб-квартирой группы. Советской еще постройки типовой проект, подвергся реконструкции и ремонту. Здесь я заметил принципиальное отличие передовика капиталистического производства. Без лишних лозунгов и показухи стратегия компании нацелена на удовлетворение любой прихоти Пассажира. Именно так — пассажир с большой буквы.
Билеты на автобус можно приобрести через интернет, а можно и прямо на вокзале через обычные кассы. Также есть автоматы по продаже билетов, с понятным функционалом и возможность выбора меню на одном из трёх языков: эстонском, русском и английском. Существует целая программа лояльности для клиентов с возможностью приобретать билет за 40% от начальной стоимости поездки.
К услугам пассажиров на борту лайнеров предоставляется сервис, которому позавидуют клиенты авиакомпаний. Это бесплатный Wi-Fi и электрические розетки 220в, индивидуальные мультимедийные устройства с возможностью выхода в интернет, газеты и журналы.
На дальних маршрутах клиент получает бесплатный завтрак и ужин, автомат с горячими напитками. Обязательный в таких случаях туалет. Но главное достоинство автобусов LUX Express, которое можно ощутить лишь в дальней дороге — это огромные расстояния между рядами кресел. При росте 182, я имел возможность ехать закинув нога на ногу.
Новые автобусы оснащены 10-ю индивидуальными сидениями для VIP-пассажиров с удобными подставками для ног и полочками в Lounge-зоне. Поначалу были сомнения по заполняемости этой части автобусов. Сейчас, все сомнения в прошлом, а VIP-места наиболее востребованный продукт у клиентов. Билеты забронированы на месяц вперёд.
Погрузка экспресс-отправлений в багажный отсек автобуса на вокзале в Таллине |
Развивая весь спектр услуг, компания неожиданно составила конкуренцию почтовой службе Эстонии. Организована доставка экспресс-отправлений с автобусами курсирующими по регулярным маршрутам. Как оказалось услуга тоже востребована и приносит неплохой доход.
По итогам 2013 года, компания LUX Express перевезла 800.000 пассажиров, а общая выручка составила почти 14 млн. евро. Наиболее выгодными и популярными остаются рейсы в Санкт-Петербург, Ригу, Вильнюс и Берлин. В зависимости от времени года только на Питерском направлении работает до 11 лайнеров. В этом году компания освоит новый для себя маршрут из северной столицы в Хельсинки.
Отечественные перевозчики в лице эстонской компании увидели сильного конкурента и обратились с письменным обращением о защите своих интересов. Самое удивительное в этой истории то, что все игроки рынка находятся в равных условиях, и работают по одним и тем же — Российским законам. Единственное принципиальное отличие это разница в инвестиционном климате у нас и у маленького соседа. Страна живёт и развивается не за счет экспорта углеводородного сырья, а за счет развития малого и среднего бизнеса. Вот такие метаморфозы получаются.
да уж... куда нам с нашими икарусами минск-туапсе... как вспомню так вздрогну...
ОтветитьУдалить"Воровство" горючки?... Хм... Излюбленный термин жуликоватых хозяев и досужих ротозеев-зевак. Вообще-то воровством считается тайное присвоение чужого имущества, а в данной ситуации, за каждый литр, залитый в бак, водитель расписывается и обязан отчитаться за его расходование, и если не обоснует расход, начальство просто вычтет из зарплаты, так, что, где тут воровство? А раз уж затронули эту тему, то не плохо бы рассказать и о том, какие условия труда у персонала, что и в каком объёме оплачивается,какие средние зарплаты,какова текучесть кадров, а то много видел примеров того, что официально рассказывают какая замечательная и динамично развивающаяся компания, а с "изнанки" поглядишь, то постоянно и массово требуются "работяги".
ОтветитьУдалитьНебольшая деталь: водитель из компании, не без гордости хвалился мне стильными часами Scania, которые вручали всем на последнем корпоративе для персонала. И потом, если я скажу что текучки нет, ты же мне все равно не поверишь. А зарплата - это вещь в себе. Ну вот не принято в приличном обществе распространяться на эту тему. Если люди держатся за место, значит все устраивает.
ОтветитьУдалитьВполне понятно,что распространятся сколько зарабатывает гражданин Н,а сколько М, никто не будет(хотя глядя,как живут некоторые наши сограждане,"компетентным органам" не лишне было полюбопытствовать "откуда дровишки", но это, как говорится совсем другая история), но можно было сказать, что у водителей, к примеру, зарплата от..., плюс бонусы за то, и то-то, минус штрафы за.... и т.д. и т.п. Как человек с большим (относительно конечно) жизненным опытом прекрасно знаю, что в любой "шарашке" есть те кому достаются "кости с ливером" и есть "передовики", кому все "сливки" которые достигаются, конечно разными способами, но обязательно нужно уметь выгодно преподать начальству свою "удаль и молодечество", да и держатся за место может заставить просто банальная причина, что нет поблизости другой мало-мальски хорошо оплаченной работы. В общем интересно не только описание "парадного фасада", но и то, как и кем он создаётся. Достоверно не известно,кто сказал(хотя приписывают Сталину) кадры решают всё, и как хороший руководитель, этот Хуго Осул,мог бы и рассказать про тех кто создаёт все эти блага и чем он стимулирует хорошую работу, а не только вспоминать, как он боролся якобы с "воровством".
ОтветитьУдалитьСам с Риги , работают коллеги Эстонцы по ТАХО, а зарплаты менее чем за 1300Евро в Дальнобой не ходят,ну и на автобус не садятся тоже 1500евро среднее.
Удалить