Прогуливаясь по залам выставки Автотранс 2012, я натолкнулся на превосходнейший экземпляр отечественной инженерной мысли образца середины прошлого века. ЗиС-115 — советский бронированный автомобиль высшего класса. Выпускался ограниченной серией в конце 1940-х годов на автомобильном заводе имени Сталина и предназначался для высших руководителей СССР. Съемка и последующая работа над фотографиями навела меня на грустные мысли, с которыми и спешу поделиться на страницах «Блога Дальнобойщик».
Сейчас сложилась такая ситуация, что по всей стране, словно грибы после дождя, открываются сборочные производства ведущих автомобильных компаний. И казалась бы вот оно счастье, когда население получает новые рабочие места, а потребитель продукцию мирового уровня по приемлемым ценам.
Но, к большому сожалению, есть у этой идиллии и другая сторона медали. Дело в том, современные сборочные производства исключают потребность в инженерных кадрах как таковых. Тут не нужны изобретатели и конструкторы способные творить и создавать конечный продукт. Остались инженеры по кадрам, инженеры по качеству, одним словом люди ответственные за проблемы производства. В их работе отсутствует главная составляющая инженерного труда: изобретение, разработка принципиально новых решений, оптимизация проектных решений. Вся эта деятельность отдана на откуп головным отделениям компаний – в Европе, Америке и Японии.
Перефразируя наполеоновское изречение про народ, который не желал кормить свою армию, мы имеем народ, который кормит, а, в конце концов, и полностью зависит от чужого инженерного гения.
В конце концов, оставим на время мысли о судьбах России, и ближе познакомимся с легендарным автомобилем.
Первый советский бронированный автомобиль ЗиС-115 был выпущен в 1948 году по специальному заказу правительства СССР.
Всего с 1946 по 1954 годы было выпущено 32 ЗиС-115. До наших дней сохранилось 8 экземпляров автомобиля.
Кузов автомобиля — 4-дверный лимузин с усиленным бронированием. Задние двери открывались против хода автомобиля.
Интересное решение для третьего ряда пассажирских сидений. В сложенном состоянии они практически незаметны для вип пассажиров.
Признаюсь, фотографируя автомобиль, буквально поджилками испытывал прикосновение к истории.
Кроме обычных дверных замков, обе задние и правая передняя дверь снабжались цепочками, гарантирующими невозможность их случайного открытия на ходу.
Мне удалось посидеть на месте главного пассажира, для которого и создавался автомобиль.
На ЗИС-115 была применена особая система бронирования не свойственная автомобилям того времени. Впервые была создана бронекапсула, когда защита представляла собой единую оболочку из брони, обшитую снаружи кузовными панелями.
Производство корпусов было строго индивидуальным, броня для ЗИС-115 предварительно обстреливалась на полигоне.
Весь шик современных автомобилей блекнет на фоне монументальных интерьеров передней панели ЗИС-115. Сталь, хром, дерево и как апофеоз дизайна - аналоговые часы.
Прибор выдающий американские корни автомобиля: датчик температуры заднего моста. Прототипом к созданию ЗиС 115 послужил американский автомобиль Packard 180 в кузове Touring Sedan (ссылка).
Приборная панель включала в себя спидометр, указатель уровня топлива, термометр, амперметр, масляный манометр, контрольные лампы левых и правых указателей поворота (красные), дальнего света (синяя или фиолетовая), зажигания (зеленая). Стрелка спидометра имела трехцветную подсветку, переключающуюся в зависимости от скорости: на скорости до 60 км/ч включалась зеленая подсветка, от 60 до 120 км/ч — желтая, свыше 120 км/ч — красная. Числа на шкале спидометра не имели последних нулей.
Перегородка отделяющая вип-пассажиров от команды сопровождения, водителя и охранника.
Капот отрывается элегантными ручками.
Под капотом стоит двигатель: ЗиС 115, бензиновый, рядный, 8-цилиндров. Объём:6 005 см3, развивает максимальную мощность: 162 л.с., при 3 600 об/мин. Двигатель автомобиля известен исключительной плавностью и бесшумностью работы. Впервые в практике советского автомобилестроения двигатель имел гидротолкатели клапанов и привод распредвала бесшумной пластинчатой цепью Морзе. Двигатель ЗИС-115 работал столь тихо и плавно, что на приборной панели имелась контрольная лампа работающего зажигания, иначе было невозможно определить, заведен мотор или нет.
Как бы сейчас сказали ЗиС-115 автомобиль с харизмой.
Все стекла в автомобиле бронированные, толщиной 75 миллиметров.
Эксклюзивная форточка, толщина впечатляет.
Особенность бронированных стекол в том, что они не преломляют свет, и практически не искажают изображение за окном.
На автомобиле ЗиС-115 применена независимая подвеска передних колес, шасси автомобиля было оснащено стабилизаторами поперечной устойчивости, как спереди, так и сзади.
Задний мост выполнен с полностью разгруженными полуосями. Такая схема применяется преимущественно в задних мостах тяжелых грузовых автомобилей и автобусов.
На автомобиль устанавливали специальные шины. Для запасного колеса нашлось место в багажнике.
ЗиС 115 при своих габаритах, а это 6 метров в длину и 4.3 тоны веса сама элегантность. Формы, соответствующие содержанию. Предлагаю вашему вниманию еще несколько кадров подчеркивающих лучшие элементы и линии в дизайне прекрасного автомобиля.
Сейчас сложилась такая ситуация, что по всей стране, словно грибы после дождя, открываются сборочные производства ведущих автомобильных компаний. И казалась бы вот оно счастье, когда население получает новые рабочие места, а потребитель продукцию мирового уровня по приемлемым ценам.
Но, к большому сожалению, есть у этой идиллии и другая сторона медали. Дело в том, современные сборочные производства исключают потребность в инженерных кадрах как таковых. Тут не нужны изобретатели и конструкторы способные творить и создавать конечный продукт. Остались инженеры по кадрам, инженеры по качеству, одним словом люди ответственные за проблемы производства. В их работе отсутствует главная составляющая инженерного труда: изобретение, разработка принципиально новых решений, оптимизация проектных решений. Вся эта деятельность отдана на откуп головным отделениям компаний – в Европе, Америке и Японии.
Перефразируя наполеоновское изречение про народ, который не желал кормить свою армию, мы имеем народ, который кормит, а, в конце концов, и полностью зависит от чужого инженерного гения.
В конце концов, оставим на время мысли о судьбах России, и ближе познакомимся с легендарным автомобилем.
Первый советский бронированный автомобиль ЗиС-115 был выпущен в 1948 году по специальному заказу правительства СССР.
Всего с 1946 по 1954 годы было выпущено 32 ЗиС-115. До наших дней сохранилось 8 экземпляров автомобиля.
Кузов автомобиля — 4-дверный лимузин с усиленным бронированием. Задние двери открывались против хода автомобиля.
Интересное решение для третьего ряда пассажирских сидений. В сложенном состоянии они практически незаметны для вип пассажиров.
Признаюсь, фотографируя автомобиль, буквально поджилками испытывал прикосновение к истории.
Кроме обычных дверных замков, обе задние и правая передняя дверь снабжались цепочками, гарантирующими невозможность их случайного открытия на ходу.
Мне удалось посидеть на месте главного пассажира, для которого и создавался автомобиль.
На ЗИС-115 была применена особая система бронирования не свойственная автомобилям того времени. Впервые была создана бронекапсула, когда защита представляла собой единую оболочку из брони, обшитую снаружи кузовными панелями.
Производство корпусов было строго индивидуальным, броня для ЗИС-115 предварительно обстреливалась на полигоне.
Весь шик современных автомобилей блекнет на фоне монументальных интерьеров передней панели ЗИС-115. Сталь, хром, дерево и как апофеоз дизайна - аналоговые часы.
Прибор выдающий американские корни автомобиля: датчик температуры заднего моста. Прототипом к созданию ЗиС 115 послужил американский автомобиль Packard 180 в кузове Touring Sedan (ссылка).
Приборная панель включала в себя спидометр, указатель уровня топлива, термометр, амперметр, масляный манометр, контрольные лампы левых и правых указателей поворота (красные), дальнего света (синяя или фиолетовая), зажигания (зеленая). Стрелка спидометра имела трехцветную подсветку, переключающуюся в зависимости от скорости: на скорости до 60 км/ч включалась зеленая подсветка, от 60 до 120 км/ч — желтая, свыше 120 км/ч — красная. Числа на шкале спидометра не имели последних нулей.
Перегородка отделяющая вип-пассажиров от команды сопровождения, водителя и охранника.
Капот отрывается элегантными ручками.
Под капотом стоит двигатель: ЗиС 115, бензиновый, рядный, 8-цилиндров. Объём:6 005 см3, развивает максимальную мощность: 162 л.с., при 3 600 об/мин. Двигатель автомобиля известен исключительной плавностью и бесшумностью работы. Впервые в практике советского автомобилестроения двигатель имел гидротолкатели клапанов и привод распредвала бесшумной пластинчатой цепью Морзе. Двигатель ЗИС-115 работал столь тихо и плавно, что на приборной панели имелась контрольная лампа работающего зажигания, иначе было невозможно определить, заведен мотор или нет.
Как бы сейчас сказали ЗиС-115 автомобиль с харизмой.
Все стекла в автомобиле бронированные, толщиной 75 миллиметров.
Эксклюзивная форточка, толщина впечатляет.
Особенность бронированных стекол в том, что они не преломляют свет, и практически не искажают изображение за окном.
На автомобиле ЗиС-115 применена независимая подвеска передних колес, шасси автомобиля было оснащено стабилизаторами поперечной устойчивости, как спереди, так и сзади.
Задний мост выполнен с полностью разгруженными полуосями. Такая схема применяется преимущественно в задних мостах тяжелых грузовых автомобилей и автобусов.
На автомобиль устанавливали специальные шины. Для запасного колеса нашлось место в багажнике.
ЗиС 115 при своих габаритах, а это 6 метров в длину и 4.3 тоны веса сама элегантность. Формы, соответствующие содержанию. Предлагаю вашему вниманию еще несколько кадров подчеркивающих лучшие элементы и линии в дизайне прекрасного автомобиля.
Валерий А. Писанов
30.09.2012
Отличная машина, отличные фото, отличный рассказ! Большое спасибо Валерий.
ОтветитьУдалитьПожалуй выскажу пару своих мыслей по данной теме.
Насчёт "отсутствия главной составляющей инженерного труда" - полностью согласен. Да, действительно - на сборочных производствах, никто ничего не изобретает. Но может оно и к лучшему?
Ведь человек выдающий на гора реальные , новые, ни на что не похожие идеи, это априори - человек "с шилом в заднице"... Он не будет сидеть в узких рамках инертного АвтоВАЗа, и ждать у моря погоды. Он двинет свой талант "в Европы". И если он и его идеи действительно чего-то стоят.... , то его заметят. Заметят и воплотят его идеи в жизнь.. (самый яркий пример - Владимир Пирожков) http://www.old.designet.ru/people/people-pirog-04.shtml
И он такой - далеко не один. Таких людей - много.
Всемирная интеграция знаете-ли.... ,не скажу что мне это шибко нравиться.., но пока это самый эффективный двигатель прогресса. Ведь никто не плачет когда например ведущий дизайнер какой-нибудь Феррари - переходит в Ламборгини. (от фонаря.., просто для примера).. Рыба ищет где глубже, человек - где лучше. Это нормально.
А про Советскую "школу" инжиниринга.. Валер.., ну ведь даже этот 115 ЗиС... - содранный Паккард (а Паккард - потому что эта марка очень нравилась Сталину). Все усовершенствования и адаптации , на уровне телепередачи "Очумелые ручки".
Примерно так-же 124 Фиат, аж до ВАЗ 2107 "оптимизировали"(за 30-то лет!), или бедная КАМАЗовская кабина ... - как была, так и осталась.)))) А годы идут! И прогресс (мировой) на месте не стоит!
Так может всё таки признать - что изобретательство и прогрессивный инжиниринг в нашем, отечественном автопроме не возможен!
Кароче - нету у нас автопрома.
Пусть уж лучше умные ребята "с российскими корнями" - радуют нас новинками от всяких Вольво и Мерседесов, чем выдают очередные "Калины" и "Приоры" под руководством "эффективных менеджеров".
Уважаемый seregafoton, вы больно примитивно судите о нашем автопроме. Да! Были времена, когда работала своя школа на примере запада. А что изменилось в Мире??? Вы гляньте на Америку, там кабины на грузовиках с 70-80-х годов еще... Как же они то??? Передовые технологии внедряют под капот. Впрочем, и мы идем тем же путем. Оглянитесь и повнимательнее.
УдалитьВалера, что за отчаяние? Где оптимизм! Российские инженеры еще на высоте! Работают. Тот же Пирожков с пять лет, как вернулся на Родину и творит здесь... Орлов Сергей.
Российские молодые дизайнеры работали над этим проектом Лады:
[img]http://i065.radikal.ru/1210/bc/3d5a05ed46b3.jpg[/img]
Про "Икс рей"... Ну если Стив Маттин - "молодой российский дизайнер" ..., то да. Тогда я рад за нашу отечественную школу инженеров ))))
УдалитьА про американские грузовики, с дизайном кабины 60-70 годов... Так это не потому что заводы не могут предложить ничего более современного (они кстати, предлогают! И такие машины есть! И не мало) , а только лишь потому - что американский рынок грузовиков очень консервативен.... Ну любят они "классику". Любят и покупают. А как известно - каков спрос, таково и предложение.
Да и внутри этих старомодных кабин - далеко не 60-70е годы прошлого века.
Обгадить свое легко, не смотря на чужое...
УдалитьПро "Икс рей"... Стив Маттин руководил, а рисовали наши парни. Орлов Сергей
И что кабине "классика"круче КамАЗ??? Та-же пластиковая панель и у наших теперь... [img]http://s017.radikal.ru/i418/1210/d3/8bc406e65dd2.jpg[/img]
УдалитьКамАЗ пользуется спросом, его покупают, на нем работают, т.ч. мы тоже консервативны в своем выборе.
Позвольте, уважаемый, дополнить Ваш комментарий относительно родственности ЗИСа и Паккарда. Дело в том, что ЗИС не содран с Паккарда - это и есть Паккард. Завод имени Сталина был построен Паккардом и первые автомобили, сошедшие с конвеера ЗИСа, были даже на дюймовом крепеже, а не на метрическом. А сам товарищ Сталин до самой смерти раскатывал на бронированном Паккарде, подаренном ему лично Рузвельтом. Этот автомобиль в настоящее время хранится на Мосфильме. Если разбираться досконально, то, к сожалению, почти весь советский гражданский автопром имеет зарубежные корни: это и пресловутый ЗиС, и ГАЗ (в прошлом ЗиМ), также построенный американцами (Фордом), и АЗЛК (всё тот же Форд, а впоследствии Опель и Рено), и КамАЗ, тоже построенный не без помощи иностранцев...
УдалитьА в Америке по сей день клепают классику, только с бачком под "мочевину":
ОтветитьУдалить[img]http://s017.radikal.ru/i441/1210/2e/bc772f0085c5.jpg[/img]
Пожалуй вступлюсь за отечественный автопром в целом и за конструкторскую школу в частности. А поможет мне в этом автомобиль, конструкция которого вот уже 35 лет держится на конвейере без существенных изменений и усовершенствований. Это - НИВА, её тираж 2 миллиона 85 тысяч. В 80-е 50% объема годового выпуска уходило на экспорт в 110 стран мира. Советский джип, необычайная, революционная конструкция, занять которую ушлые японцы смогли только через пятнадцать лет, в начале 90-ых. НИВА - автомобиль символ, культовый автомобиль и для Советского союза и для России.
ОтветитьУдалить[img]http://auto.ironhorse.ru/wp-content/uploads/2009/12/lada-4x4-niva-vaz-2121.jpg[/img]
При всём уважении к Валерию, именно вот такой великодержавный шовинизм и прикончил автопром. ...//конструкция которого вот уже 35 лет держится на конвейере без существенных изменений и усовершенствований//... - тут уже точно нужен психиатр!
УдалитьВот уж никогда бы не подумал, что меня можно обвинить в этом ... (слово которое вслух и повторять то противно), но ближе к делу.
УдалитьНаписано же: КОНСТРУКЦИЯ. По мне - пусть бесконечно меняют обвес, салон и даже двигатель под очередные нормы евро, это нормально так поступают все производители в мире. Но вот уважаемый Аноним, скажите мне, что бы вы хотели изменить в конструкции НИВЫ, чтобы повысить её проходимость по сравнению с однотипными авто. А если мы помним, то НИВА это как раз один из первых внедорожников, в конструкции которого был применён несущий кузов.
P.S. Уж извините меня, но в будущем анонимные послания такого плана будут просто удаляться.
Чтож, я готов ответить, хотя и вернулся сюда случайно (дальнейший диалог посчитал бессмысленным). Подождите, покурю и подумаю :-)
УдалитьВы меня уже напугали :), хотя тоже хочу предупредить, что скорого ответа не будет...
УдалитьНу про несущий кузов...Ниву (по классу) можно приравнять хоть к Оппелю, хоть к Фольксвагену, хоть...к любой полноприводной версии легкового автомобиля тех лет. Независимая подвеска, комплектация из легковых агрегатов, отсутствие нормальных болокировок в трансмиссии и пр. Но как можно сравнивать по уровню качества проектирования полноприводные Жигули и полноприводный Фольксваген например, это я беру самую "дешовку" за бугром?! А проходимость, да хрен с ней, машина проектровалась в основном для сельских грунтовок, но не для трофи.
УдалитьДавайте расставим все точки над I, в общем и целом лично я не доволен качеством изделий советского автопрома, и скорей всего никогда не приобрету себе машину российского автопрома, если он еще останется в том виде к тому светлому моменту.
УдалитьНо, в конце концов, давайте научимся смотреть в будущее чуть дальше, чем кончик своего носа. Так вот у советской конструкторской школы такое будущее было и с этим не поспоришь - НИВА это яркий тому пример. Так как ни у Опеля, ни у Фольксвагена на тот момент автомобилей такого класса просто в природе не существовало. А Нива все же позволяла с относительным комфортом проехать по шоссе и свернуть на проселок, не заботясь о его, проселке качестве. И пример НИВЫ я выбрал в качестве железобетонного аргумента, в подтверждение того что ШКОЛА БЫЛА! Но меня тут же обвинили во всех смертных грехах и сосватали к психиатру. На современных российских сборочных производствах, о чем шла речь выше, в моей статье, такой школы просто по определению быть не может. Вот это и есть мой месседж!
И кстати, даже на современных так называемых внедорожниках Опеля и Фольксвагена вы не сделаете и части того что можно сделать на LADA 4x4, просто потому, что цена ремонта порогов и бамперов заставит вас задуматься: а оно мне надо.
C уважением!
...//НИВА это яркий тому пример. Так как ни у Опеля, ни у Фольксвагена на тот момент автомобилей такого класса просто в природе не существовало.//... Ещё в 50-х годах сходили с конвейера Фольксваген версии знаменитого "Жука" с постоянным полным приводом, можете посмотреть в энциклопедии. Я уже не говорю, про Великую Отечественную.
УдалитьА по делу?
УдалитьШКОЛЫ и быть немогло, т.к. в отличии от России что Фольксваген, что Тойота, что Рено, все кроме автопрома, постоянно выпрлачивают круглые суммы авторам тысяч патентов применённых в их продукции. НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИКЛАДНОЙ ШКОЛЫ В СТРАНЕ С НЕРАБОТАЮЩИМ ПАТЕНТНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ. И поскольку эту простую вещь никто не в состоянии понять (здесь), постольку мы покупаем всё готовое.
ОтветитьУдалитьВалерий, хотите совсем честно, на ушко? Вся "российская школа конструрования" сществовала ТОЛЬКО на воровстве чистой воды. На воровстве идей, технологий, расчётов.
ОтветитьУдалитьВы мне еще расскажите чем занимались в свое время японцы, корейцы, а теперь и китайцы?
УдалитьВы чем меня хотите удивить, про суд Эппл с Самсунгом слышали? Мировая практика.
ОтветитьУдалитьКонечно слышал. Да мировая практика, переодически кто-то что-то у кого-то. Но там у каждого своё некислое стадо имеется, а тягаются из-за одной овцы, это совсем другое.
УдалитьПродолжать спор с человеком, который не известно кого имеет в виду, когда пишет "мы покупаем всё готовое", продолжая оставаться при этом анонимом, не вижу смысла.
ОтветитьУдалитьОтветьте для начала на пару простых вопросов, кто Вы и кто мы?
Не хотите продолжать, не продолжайте. Зачем Вам моё имя? "Мы" это "великая и могучая", а "я" это её гражданин.
УдалитьОднако мне жутко интересно с кем я так увлеченно веду диалог и даже вынужден вступить на защищату родного автопрома, находясь в глубокой к нему оппозиции.
УдалитьИбо для меня совершенно очевидно, что корни моего неприятия и всех бед отрасли, лежат все там же, на поверхности - это коррупция, воровство, дураки и конечно дороги. Но опускать руки и хоронить его это пожалуй последнее чем я займусь в этой жизни.
Вот таким гражданам и к психиатру необходимо... Наша Российская школа ЕСТь, но ее вот эти АНОНИМЫ и втаптывают в г... Орлов Сергей.
ОтветитьУдалитьВалерий, Вы наверное видели по TV показы от Зайцева, Юдашкина и пр.? Это называется "высокая мода". Скажите честно, Вам по жизни наверно Луна ближе, чем эти показы? Это не одежда, это другое мировоззрение. А ещё есть мир "высокой науки", это настолько далеко от обычных людей, что можно считать вообще полной абстракцией. Вот в этой далёкой-далёкой от Орловых Сергеев галактике действительно была НАСТОЯЩАЯ РОССИЙСКАЯ ШКОЛА. Сейчас от неё тоже почти ничего не осталось, молодых нет, старые уходят навсегда. А всё что ниже этого...ну по большому счёту здесь неочем говорить, совсем. Пишу из уважения к Вашей настойчивой любознательности. Врать я не привык, поэтому называться не буду. Незачем это, да и айпишник даже чужой.
ОтветитьУдалитьС уважением.
Вот уж не думал что разговорами о высокой моде и дальних галактиках Вы начнете противоречить сами себе. Я было только, только начал проникаться к вам уважением и симпатией - редко удается заполучить вот так запросто интересного собеседника. Прошу Вас, определитесь уже в конце концов, хотя бы для себя, о большем я и не прошу. ШКОЛА - она была или её все же не было?
ОтветитьУдалитьА с Юдашкиным, тут вы полностью угадали, я далек от мира высокой моды, впрочем мейнстрим мне тоже претит, уважаю стиль.
Все так же, с уважением!
Я всё однозначно написал. Мода для примера.
ОтветитьУдалитьС уважением.
Да насчет КАМАЗов seregafoton "КАМАЗовская кабина ... - как была, так и осталась.)))) А годы идут! И прогресс (мировой) на месте не стоит! " по моему не справедливо высказывается о КАМАЗах. У меня транспортная фирма в Узбекистане работаем уже боле 17 лет. Собрали КАМАЗқ из утиля автопредприятий советского периода, когда они начали расспрордовать. Так что этим камазам нет равных и сегодня и в ближайшей перспективе. У нас тут работают и новенкие ДАФы, Волво, МАНы, Петербилты, Китайские и все другие западные шедевры. Однако они рассчитаны на определенный тоннаж и не более. Скажем Китайские работают 5 лет и все и точно также западные авто. Они работают до первого серьезного ремонта. А наши Камазы до нас в гос предприятиях работал лет 10-15 и сейчас у нас работают. Скажем на перевозке урожая зерно грузим на 10 тонник по 20-22 тонны, можно и больше, однако нет весов на зернохранилищах которые могли бы взвешивать такой груз. Наши КАМАЗы будут работать ещё 50 лет, однако государство выпускает всякие постановления запрещающий эксплуатацию автомобилей старше 25 лет. Одним словом уважаемый Серега КАМАЗам нет равных в обозримом будующем. Я бы пожелал работникам ОАО КАМАЗ чтобы они испольщзовали передовой опыт иностранцев, при этом не забывая свой опыт производства автомобилей.
ОтветитьУдалитьВывод... Иномарки, хуже древних КАМАЗОВ, потому что не дают себя долбить в "хвост и в гриву" и не позволяют на себе таскать в два раза больше своей грузоподъёмности. Да ещё и требуют нормального обслуживания.
ОтветитьУдалитьЛогично!
Прям как мой бывший шеф.
Довелось услышать такую беседу:
ОтветитьУдалить- И чо "Магирусы" хвалят, вон у меня "Кразу" тоже 12лет.
- А чо ремонтировал?
- Да так,по мелочи.=
- Ну!
- Ну два раза коробку менял, раздатку раз шесть, два двигателя, несколько редукторов, кабину. А, еще года четыре назад, перекинул на другую раму. А так все родное...