В каждом втором голливудском фильме, где главный герой пускается на поиски своей американской мечты, присутствует автобус Greyhound. Серебряный лайнер рассекающий просторы США, как символ романтики и начало начал. Бюджетный вид транспорта, намного обогнавший по объемам перевозок железную дорогу. Сегодня моя статья будет посвящена истории автобусной компании Greyhound Lines.
Greyhound Lines, крупнейшая в Северной Америке автобусная компания основана в 1914 году шведским иммигрантом Карлом Эриком Викманом (Carl Eric Wickman). Штаб квартира располагается в Далласе, штат Техас. Маршруты Greyhound соединяют более 3700 городов и населенных пунктов в Соединенных Штатах, Канаде и Мексике. Логотипом и символом долгое время остается английская борзая Грейхаунд — собака способная развивать огромную скорость.
Но прежде, дорогие читатели, я бы хотел познакомить вас с американской рекламой Greyhound Lines. Так сказать, тот соус, под которым её подают на своей исторической родине.
На заре своей деятельности Greyhound использовал разные автобусы, но начиная с середины 20-х годов, основной парк составляли автобусы General Motors, на фото: Z-250 |
Карл Эрик Викман родился в Швеции в 1887 году. Когда ему исполняется 18 он эмигрирует в Соединенные Штаты на поиски лучшей доли, где на протяжении девяти лет работает на шахте. В какой-то момент Викман понимает, что он ехал за океан не для того, чтобы всю жизнь работать рудокопом, хотя к тому времени он дослужился до оператора буровой установки. Скопив денег он принимает решение уйти на «вольные хлеба» и открывает совместную торговлю автомобилями со своим земляком Энди Андерссоном.
Автобусная станция в Нью-Йорке. Greyhound Bus Terminal, New York, 1936 год |
Большую часть рабочего городка Хиббинг где жили новоявленные предприниматели составляли шахтеры, для которых автомобиль был недостижимой роскошью. Торговля медленно, но верно шла ко дну и тогда тогда Викмена осенила идея общественного транспорта. Шахтеры ежедневно преодолевали пешком от 4-х до 8-ми миль по дороге на работу, шведы нащупали свою золотую жилу. Последний, оставшийся от торговли семиместный автомобиль они переделали в автобус в который смогли усадить 18 пассажиров. Колеса закрутились.
GM Z-250 1938 год |
Каждый час автобус курсировал между пожарной станцией в поселке Элис и салуном в Хиббинге, следующей остановкой была шахта и так, по кругу! За свой первый коммерческий рейс они заработали 2.25 $, по 15-ти центов за билет, появился стимул. Тем временем линия набирала популярность, пришлось взять в компаньоны еще одного шведа с личным автомобилем, который тоже пошел в переделку. Теперь у фирмы имелось два автомобиля и три водителя, маршрут стал круглосуточным. Спустя некоторое время в парке компаньонов появились два автобуса смонтированных на шасси настоящих грузовиков, а линия приросла еще одним городком.
Автобусная станция Greyhound в Колумбии, штат Южная Каролина |
Тут на сцену выходит первый конкурент Ральф Боган, он работает по тому же маршруту, причем откровенно демпингует. Завязалась нешуточная конкуренция переходившая порой границы разумного. На каком-то этапе обе стороны приходят к единственному правильному выходу — сотрудничество. В последствии такой ход станет основной политикой Greyhound, сотрудничество и последующее поглащение. Объединенную фирму назвали Mesaba Transportation Company.
Маршруты компании Greyhound проходящие по территории США по состоянию на 2003 год |
За первый год своего существования в 1915, Mesaba Transportation Company принесит чистой прибыли 8.000 $. По тем временам это были огромные деньги. Благодаря усилиям компаньонов бизнес рос как на дрожжах. К концу 1918 года в парке было 18 автобусов, а годовая прибыль составила 40.000 $.
"Только по шоссе" Рекламный плакат компании середины прошлого века |
Викман продаёт свою долю в предприятии Mesaba за 60.000 $ и начинает скупать небольшие автобусные компании в районе Великих озер. Рождение бренда Greyhound относят к 1926 году, на сей счет даже существует две легенды, в которую из них верить выбирайте сами!
Так и не ставший основным из-за своей дороговизны GM Scenicruizer 1954 год. Автобус, который работал на имидж компании |
Дорожная пыль и грязь портят любой, даже самый красивый автомобиль, тем более автобусы, которые за сутки преодолевают сотни миль. Чтобы хоть как-то замаскировать грязные бока их начинают красить в корпоративный, серый цвет. И вот однажды хозяин отеля, возле которого ежедневно останавливался серый автобус сравнил его с борзым псом, так прозвище и прилипло.
Салон GM Scenicruizer. За водителем размещалось 10 пассажирских мест и туалет |
В то время легковые машины превращали в автобус растягивая их в длину, тем самым увеличивая число посадочных мест. Автомобиль разрезали пополам и вставляли дополнительный модуль. Сварочные швы и дефекты скрывали под толстым слоем серой краски. «Растянутые» машины называли таксами, но один шофер в Калифорнии заявил, что его автобус не такса, а скорее борзый пёс.
Лайнер Greyhound MCI MC-12 |
Как бы там ни было, название прижилось и с 1925 года изображение мчащегося пса можно видеть на всех автобусах и вокзалах Greyhound. Большой пес поглотил десятки маленьких собачек автобусного бизнеса, покрыв Америку от океана до океана сетью транспортных маршрутов. Первые трансконтинентальные поездки совершили в 1927 году, тогда Greyhound соединила Калифорнию с в Нью-Йорком. Следующий,1928 год компания завершает с совокупным доходом 6.000.000 $.
Реклама Greyhound 1984год
Бизнес Викмана пострадал во время Великой Депрессии, а к 1931 году общий долг составил более 1.000.000 $. Тем не менее, с началом улучшения ситуации в экономике, корпорация Greyhound начала вновь процветать. В 1935 году Викман объявил о рекордной прибыли в 8.000.000 $. К началу Второй мировой войны, компания имела 4750 собственных станций, а в штате трудилось 10.000 сотрудников. Карл Эрик Викман покинул пост президента корпорации Greyhound в 1946, будучи замененным своим давним партнером и скончался в возрасте 67 лет в 1954 году.
Greyhound Australia, с американским отделением фирмы, ничего общего кроме названия не имеет |
Окончание Второй Мировой войны ознаменовалось двумя важными факторами, которые обозначили стратегию компании на весь последующий период. Во-первых, в Штатах началось активное строительство системы шоссейных дорог. Во-вторых, обыватель стал активно пересаживаться на личный автотранспорт, что сказалось на пассажиропотоке, который стал медленно снижаться. В свою очередь руководство Greyhoynd начало предпринимать меры, чтобы как минимум сохранить прибыль на прежнем уровне.
Greyhound MCI G4500 |
В 70-х годах прошлого века Greyhound вступил в эпоху великих перемен. Используя финансовые потоки от автобусных операций фирма широко инвестирует средства в другие отрасли, начиная от мясокомбинатов и заканчивая лизингом самолетов. Тогда же на работу активно начинают принимать афроамериканцев и женщин-водителей, что позволило сократить расходы на заработной плате.
Флагманский лайнер Prevost X3-45, разработка канадской компании Prevost Car (дочернее предприятие Volvo) |
Для многих европейских путешественников и студентов Америка открывалась именно благодаря Greyhound. Тогда, впервые было введено специальное предложение с неограниченным пробегом: «99 дней по США за 99 $», другими словами вы могли перемещаться по всей Америке за один доллар в день. Даже с учетом инфляции, тот доллар сегодня стоит примерно 7 $, предложение было весьма привлекательным. Программа c некоторыми изменениями просуществовала до 2012 года.
Салон американского лайнера Prevost X3-45 |
Greyhound Великобритания: автобус Scania K114EB |
«Борзая» начинает переходить из рук в руки, одно банкротство следует за другим. За короткий срок меняется несколько владельцев, которые безуспешно пытаются удержать компанию на плаву и сохранить бренд. К тому же идет острая конкурентная борьба с ростом недорогих авиаперевозчиков, которые буквально ломают рынок междугородных автобусных перевозок в США. Сокращается штат сотрудников и количество маршрутов (позже большинство из них восстановят). Не помогают даже государственные субсидии, складывается буквально патовая ситуация.
Салон европейского автобуса |
Помощь пришла откуда не ждали. 7 февраля 2007 года Британская государственная транспортная корпорация FirstGroup выразила своё желание приобрести Greyhound Lines. Сделка состоялась 30 сентября 2007 года и была оценена в 3,6 млрд. $. С тех пор тучи начали постепенно расходится над горизонтом транспортной монополии. Новый собственник стремится поднять имидж до прежних высот, на первом этапе были потрачены 60 млн. $ для ремонта автобусных станций и обновления парка машин. Прошла активная рекламная компания под слоганом «Новый Грейхаунд», наконец-то начал обновляться модельный ряд. Новые автобусы оснащены бесплатным Wi-Fi, розетками, и большими кожаными сидениями с увеличенным личным пространством. Пассажиры получают комфорт сравнимый с тем что получает клиент авиалайнера в первом классе. Кроме того автобусы сменили ливрею, традиционную трехцветную бело-красно-синюю раскраску заменили на сине-серую, изменился корпоративный шрифт. И наконец, в 2009 году бренд Greyhound был экспортирован в Великобританию, где в качестве основной транспортной единицы выбрали Scania.
Это конец моего рассказа, но не конец истории Greyhound Lines, продолжение следует...
19.08.2013
Текст: Валерий Писанов
Фото: Wikipedia; Internet
Фото: Wikipedia; Internet
Комментарии
Отправить комментарий